Четвёртый день «Встреч с ARTE» был, несомненно, самым ожидаемым днём фестиваля. Зрители увидели два фильма, награждённые многочисленными призами, поэтому и надежды на просмотр были соответствующие.
Первый фильм «Welcome, Europа» Брюно Ульмера изначально был представлен как самый удачный документальный фильм Европы. Приз за лучший документальный фильм фестиваля Docupolis (Барселона, 2007), участник официальной программы Санденского фестиваля, Приз Европа (Берлин, 2007), Гран-при документального кино средиземноморских фильмов (2007) – весь этот перечень заслуг предполагает, что кино должно сразить зрителя наповал. Действительно, ощущается, что работа проделана колоссальная, что картинка идеально подобрана к музыке, что снято именно то, что нужно режиссёру да развития мысли… Да и тема затронута серьёзная – судьбы нелегальных иммигрантов, поверивших «байкам о Европе» и отправившимся на заработки. Но здесь и появляется камень преткновения – тема именно затронута. Возможно, из-за тени наград, которая неотступно следует за фильмом, от него ждёшь чего-то больше не только в плане формы (картинки, звука), но и в плане развития основной идеи. Конечно, убедить зрителя в том, что нелегальным иммигрантам, вынужденным зарабатывать проституцией, живётся очень тяжело, удаётся, но невольно возникает вопрос: если они целенаправленно ищут работу в злачных кварталах, то что удивляться результатам? Европа показана одной большой однообразной, грязной и жестокой страной. Разумеется, для иммигрантов она предстаёт именно такой, но в итоге все жизни многочисленных героев сливаются в одну, и невольно ждёшь новой темы, нового аспекта: других видов деятельности, реакцию местного населения… Сыграл свою роль и менталитет: для страны, в которой достаточно своих иммигрантов, видеть, та немалая помощь, которую оказывают в Европе марокканцам социальные службы, - это непозволительная роскошь. Хотя сама проблема понятна и знакома.
Второй именитый фильм «Четыре минуты» Криса Крауса собрал столько наград, сколько не собирал ни один немецкий фильм за последние 10 лет, включая приз «Лола», (немецкий аналог «Оскара»), “Лучший фильм Шанхай 2006″, “Лучший фильм Рейкьявик 2006″, премия «Золотой бобр» и приз зрительских симпатий «Биберах 2006», Немецкая кинопремия 2007… И это только часть перечня, не говоря уже об отдельных призах для актёров. Перед нами - история о двух женщинах: 80-летней Труде Крюгер, пожилой органистке, и 21-летней заключённой Дженни фон Лёбен. Всё происходит в конце XX века в женской тюрьме. Персонажи абсолютно противоположны: строгая, правильная, высокомерная Крюгер, требующая от маленькой девочки, чтобы она училась делать книксен, и бунтарка Дженни, наделённая огромным талантом в музыке. Потрясает в этом фильме всё: и игра актёров, и драматизм ситуации, и гениальная музыка. Сближение и отчуждение, симпатия и ненависть, дружеские шутки и ярость – и всё это под классическую музыку Крюгер и африканскую музыку Дженни. Каждая героиня воплощает в своей музыке свой характер, и постепенно мы узнаём о каждой больше. Мы узнаём о единственной трагичной любви Труде, после которой она посвятила себя только музыке, и о несчастной участи Дженни, из-за которой она стала такой раздражительной и агрессивной. «Твоё призвание – в музыке, а не в том, чтобы уничтожать людей», - внушает ей Крюгер, подготавливая девушку к престижному конкурсу. «Вы заставляете всех делать Вам книксен!» - в ответ кричит Дженни. Труде похищает девушку из тюрьмы, рискуя своей свободой ради четырёх минут – столько Дженни должна исполнять Шумана. И пройдя долгий путь ссор с Труде, издевательств в тюрьме и собственной саморазрушительной ярости, Дженни играет в финале конкурса. Играет свою музыку, играет так, что оторваться от экрана невозможно. Отбивает ритм на фортепиано ладонями, перебирает струны внутри музыкального инструмента, бьёт по клавишам. И Крюгер вопреки собственным убеждениям принимает её музыку и аплодирует вместе с абсолютно изумлённой и восторженной публикой. А когда Дженни прямо на сцене надевают наручники, она делает книксен, не отрывая взгляда от своей учительницы…